Ваш город: Барнаул

Ваш город
Барнаул?

Российский и мировой рынок стали: 10-17 октября

Просмотров: 10815

Время прочтения: 5 минут

18.10.2021

avatar

Компания СпектрЦвет

Автор публикации

Российский и мировой рынок стали: 10-17 октября

Прошедшая неделя снова выдалась турбулентной. Как говорится, покой нам только снится. Причем еще только середина осени, а что будет твориться зимой, когда энергетические проблемы, которые уже сейчас испытывают некоторые страны, могут обостриться по-настоящему?!

Высокие цены на энергоносители и тарифы на электроэнергию — это надолго. Промышленным компаниям в пострадавших регионах приходится учитывать этот фактор. При этом обстановка в Китае, Индии и Европе, которые на сегодняшний день являются эпицентрами энергокризиса, развивается совершенно по-разному.

Основные проблемы Китая заключаются в физической нехватке энергоносителей, главным образом, угля. Из-за этого возник дефицит электроэнергии. При этом, затраты у потребителей возросли незначительно. Китайским металлургическим компаниям приходится нести более высокие расходы на подорожавший коксующийся уголь, но тарифы на электроэнергию, согласно решению правительства, выросли не более, чем на 20%.

Поэтому китайские проблемы в принципе решаемы. Правительство еще в августе стало выдавать лицензии на разработку новых угольных месторождений и требовать от угольщиков увеличения добычи. Как ожидается, все эти меры начнут давать эффект в конце октября.

В четвертом квартале в целом, по оценкам Госсовета КНР, внутренние поставки угля вырастут на 55 млн. т. В китайских масштабах это не так уж много, порядка 5% от квартального объема потребления, но дефицит угля для энергетики будет точно ослаблен.

Кроме того, китайцы нарастили импорт. В сентябре в страну поступило 32,9 млн. т угля всех марок, что на 17,2% больше, чем августе, и на 76% больше, чем в сентябре 2020 г. Китайские компании проявляют высокую активность и на спотовом рынке сжиженного природного газа, перехватывая газовозы по любой цене.

Судя по всему, углем, газом и энергией китайцы на зиму себя обеспечат. Правда, производство стали при этом все равно останется не слишком высоким, по местным меркам, вследствие уже не энергетических, а сезонных ограничений. China Metallurgical News оценивает объем выплавки в четвертом квартале, в среднем, в 77 млн. т в месяц, что будет на 12,5% меньше, чем в третьем, и на 17,4% меньше, чем в заключительном квартале прошлого года.

Если сразу же после праздничной недели китайские компании в целом были настроены оптимистично, что привело к подъему внутренних цен, особенно, на арматуру, то в дальнейшем ожидания значительно ухудшились. Статистические данные за сентябрь показали резкое падение продаж автомобилей, строительной техники и промышленного оборудования, а также дальнейшее ускорение инфляции на уровне цен производителей. Так что спрос на прокат будет там падать вместе с предложением.

В последние дни котировки на прокат в Китае уменьшились, а стоимость импортной заготовки сократилась до не более $700 за т CFR. Хотя в Азии за пределами КНР ситуация в целом улучшилась. Вьетнамские власти понемногу ослабляют коронавирусные ограничения, а спрос на стальную продукцию оживился после завершения дождливого сезона.

Проблемы Индии в значительной степени напоминают китайские. Спрос на уголь там увеличился в этом году в гораздо большей степени, чем национальная угледобыча, а импорт этого ресурса вообще упал. В августе на электростанциях подошли к концу запасы, и наступил всеобщий аврал.

Вообще, проблемы с электроэнергией в Индии имеют хронический характер с периодическими обострениями. Поэтому все мало-мальски серьезные производители стали давно обзавелись собственными электростанциями. Для них главная забота — рост цен на энергетический и коксующийся уголь в 3 раза и более за полгода при резком ускорении этого подъема за последний месяц. В этой связи индийские меткомбинаты вынуждены повышать как внутренние цены, так и экспортные котировки на стальную продукцию.

С подобным увеличением затрат столкнулись и турецкие компании. Они столкнулись с новой проблемой — внезапным повышением цен на металлолом, причиной которого стало сужение ломосбора. Кстати, оно практически одновременно произошло в Европе, США и Японии.

В качестве объяснения западные источники указывают на... дефицит рабочей силы, в частности, водителей грузовиков. Прямо можно подумать, что в этом году по миру пошел какой-то мор, поражающий все, что связано с автомобилями! Автопром ведь резко сбавил обороты из-за дефицита полупроводниковых микропроцессоров, который, похоже, продлится и на 2022 г.

За прошедшую неделю металлолом в Турции подорожал на $30-40 за т. Местные металлурги в ответ взвинтили цены на сортовой прокат на $40-50 за т, вернув их на уровень второй половины июля. Это, безусловно, радует российских поставщиков заготовки. Но здесь возникает вопрос, на который пока нет ответа: а найдется ли на рынке под всю эту продукцию достаточно покупателей?!

Вопрос не простой, поскольку экономика Турции всецело зависит от импорта энергоносителей и тесно связана с Европой, которая, как иногда кажется, вся дружно сходит с ума. «Зеленая», вернее, климатическая болезнь поразила ее в острой форме и дала многочисленные осложнения.

Президент России, выступая на международном форуме «Российская энергетическая неделя», вполне доступно и популярно расставил все точки над «i». «Рост цен на газ в Европе стал следствием дефицита электроэнергии, а не наоборот», а нехватка электроэнергии возникла по той причине, что европейские страны слишком форсировали переход на прерывистую и нестабильную альтернативную энергетику.

В результате одного месяца слабых ветров в Атлантике хватило, чтобы вызвать кризис на региональном энергорынке и поднять оптовые цены на электроэнергию до небес. А уголь и газ, которые считались «пережитками прошлого», внезапно стали остро необходимыми и подорожали несколько раз.

Здесь проявилась еще одна фатальная слабость европейского энергетического рынка. В последние годы Европейская комиссия заставила всех его участников перейти на преимущественно спотовый механизм и биржевые цены на электроэнергию и газ. Из-за этого у промышленных потребителей нет никакого демпфера. Им приходится платить по текущим сверхвысоким котировкам. А это более $1000 за 1 тыс. куб. м природного газа и $200-300 за МВт-ч электроэнергии.

Если в конце сентября в Европе останавливались химические заводы, для которых газ является сырьем, то теперь пришла очередь металлургов. В Нидерландах прекратил производство первичного алюминия единственный в стране завод этого профиля. Бельгийская Nyrstar заявила о снижении загрузки мощностей в размере до 50% на цинковых заводах в Нидерландах, Бельгии и Франции. Сократили выпуск или приостановили работу несколько мини-заводов, выплавляющих сталь в электропечах.

При этом европейские металлурги объявляют о введении доплат к ценам, отражающих увеличение их затрат на энергию. И кое-какого повышения в реальных продажах сортового проката они добились. Но проблема наличия платежеспособного спроса встает и перед ними во весь рост.

По логике, решить проблему можно было бы путем расширения импорта газа. Однако платить больше, чем китайцы и японцы, европейские компании все равно не могут или не хотят, поэтому основные поставки сжиженного газа по-прежнему идут в Азию. Впрочем, европейцы и российский трубопроводный газ не горят желанием покупать сверх действующих контрактов, но попутно обвиняют Россию в высоких ценах. Как говорится, логика, ау!..

Энергетический кризис в Евросоюзе будет рассмотрен 21-22 октября на саммите ЕС. На прошедшей неделе этот вопрос обсуждался на уровне Еврокомиссии. В ходе этого процесса было озвучено несколько совершенно замечательных предложений.

Еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон заявила, что Брюссель считает единственным долгосрочным способом преодоления энергокризиса ускоренный переход на энергию солнца и ветра по всей Европе. То есть, в следующий раз, когда наступит штиль или длительная пасмурная погода, европейцам придется дружно запасаться свечками и буржуйками, так как резервных газовых или угольных электростанций у них тогда уже точно не будет.

Надежных же технологий широкомасштабного и длительного (хотя бы на несколько суток, а не на часы) «хранения» энергии пока не существует в природе, хотя разговоры об этом ведутся уже лет десять, по меньшей мере. Точно так же очень далеки от воплощения и планы по развитию водородной энергетики. Чтобы построить тысячи электролизеров, запитаных от ветропарков или солнечных станций, и соответствующей инфраструктуры, понадобятся многие годы и сотни миллиардов евро.

В качестве еще одного решения госпожа еврокомиссар предложила изучить возможность оптимизации запасов газа в ЕС и совместных закупок газа странами Евросоюза. Однако создание неких стратегических газовых резервов в Европе — это утопия. Газохранилища представляют собой высокотехнологический объект, требующий, в первую очередь, определенных геологических условий. При этом, все подходящие места на континенте уже заняты действующими хранилищами, которые кому-то принадлежат. Кроме того, газ — не самый удобный объект для хранения, это сложно и дорого.

Совместные закупки газа Евросоюзом имели бы, возможно, смысл, если бы в Европе существовала единая сеть газопроводов и единая система поставок газа, а все покупатели были бы принудительно объединены в один пул — своего рода, ОПЕК наоборот. Но этого нет и в обозримом будущем не произойдет. Не реально.

Зато Еврокомиссия намерена изучить ситуацию с неконкурентным или спекулятивным поведением на рынке газа, и понятно, чье именно поведение она будет изучать. Наконец, она опубликовала новую Арктическую стратегию, в которой заявила, что будет продвигать на глобальном уровне запрет на разработку новых месторождений угля, нефти и газа в высоких широтах, чтобы «защитить регион, жестоко страдающий от климатических изменений». С российской стратегией развития Северного морского пути это, естественно, не сопрягается ни в малейшей степени.

В этой связи некоторую оторопь вызывает прозвучавшее на той же «Российской энергетической неделе» заявление президента о том, что Россия собирается стать углеродно нейтральной к 2060 г. Понятно, что под этим, скорее всего, подразумевается стремление использовать давление со стороны международного климатического лобби в собственных целях и сделать ставку на атомную энергию, газ, ГЭС и лесные богатства страны. Да и если, например, возле Красноярска появится атомная станция или цепь газовых энергоблоков, что позволит избавить этот замечательный город от эффекта «черного неба», то это будет только в плюс. Однако здесь главное — не подхватить западное «зеленое безумие».

Вон, китайцы тоже начали бороться с глобальным потеплением, и что они получили в этом году?! Климатическая политика требует огромных государственных и частных капиталовложений, политической поддержки и субсидирования, а дает в ответ только резкий рост затрат у всех потребителей и падение стабильности энергосистемы.

Кстати, Минпромторг не прав, заявляя об убытках, которые понесут российские экспортеры вследствие планируемого введения «углеродных» тарифов в Евросоюзе. Этот механизм создан только для того, чтобы европейские производители, несущие высокие затраты на разработку и внедрение безуглеродных технологий и платящие бешеные деньги за выбросы углекислого газа, не разорились из-за конкуренции с компаниями из других стран, а сами европейцы не могли бы рассчитывать на дешевые импортные товары.

Источник

Поделиться статьей

Популярное в блоге

Отличие горячего цинкования от холодного

Отличие горячего цинкования…

Оцинковка металлических поверхностей – это один из самых эффективных…

Виды опор для дорожных знаков

Виды опор для дорожных…

Опоры дорожных знаков – это многофункциональные металлоконструкции…

Технология горячего цинкования металла: особенности, сфера применения

Технология горячего…

Горячее цинкование является одним из самых надежных, износостойких…

Дефекты сварных швов

Дефекты сварных швов

Технология сварки - один из наиболее эффективных и экономичных…

Требования к механическим свойствам металла шва

Требования к механическим…

Свариваемость металлов определяет их способность образовывать…

Обратная связь